Фестиваль джазовой музыки в этом году получился неоднозначным. Расскажу по порядку обо всем, что происходило в Коктебеле с 10го по 14е сентября.
Коктебель встретил нас отличной погодой, что не могло не радовать. В прошлые годы погода часто была пасмурной, но тем не менее фестиваль всегда удавался на славу. В этом году ждали чего-то особенного, настроение было прямо-таки праздничным и радужным. Приехали мы пораньше, заселились в отличном месте. Жилье ездили выбирать за несколько недель до фестиваля, и в этот раз подошли основательно, выбрали место где вода была круглосуточно, постельное белье чистое и обстановка человеческая. С одного балкона открывался вид на Кара-Даг, с другого — на море. Открытие фестиваля было запланированно на 19:00.
Пошли прогулятся на набережную, здесь как всегда – шашлык, плов, куча сувениров и народу. На площади поставили памятник Максиму Волошину, где он больше похож на гнома из сказки чем на себя самого.
На площади у дома Волошина раньше всегда была основная сцена. Сейчас здесь разместили площадку где танцевали пары. В чем смысл сего, мне не совсем понятно, тем не менее люди собирались, смотрели, апплодировали.
Чуть дальше готовится выступать группа “Рояль в кустах”. Ребята кочуют по всему Крыму, часто играют на Севастопольской набережной, не стал исключением и Jazz Koktebel
Множество разношерстного народу на набережной, атмосфера джаз фестиваля ощущается меньше чем в прошлых годах, сказалось раннее время проведения, все еще много всяких курортников и случайных людей
Немного пофоткав толпу, мы пошли посидеть на пляже, отсюда открывался хороший вид на Кара-Даг
Сцену NuJazz в этот раз установили еще дальше чем в прошлом году. От центра Коктебеля идти около получаса. По пути расположены сотни шашлычных, где можно с легкостью отравится несвежим мясом. Никому не рекомендую там что-либо есть
Пришли к сцене мы раньше, оставалось еще минут 40 до начала, но внутрь никого еще не пускали. Людей было совсем немного – ждали у заграждения
Некоторые пошли занимать места на холме за сценой, но позже пришла охрана и демократично всех оттуда выдворила)
Минут за 15 начинают всех запускать, занимаем места поближе к сцене. Вот оно, долгожданное начало! Вышел Алексей Коган, и дал старт фестивалю Jazz Koktebel. Первыми выступали джазовый оркестр “7+1”, профессора ХДТУБА
Профессора выступили хорошо, нам понравилось, да и народ стал подтягиваться. Пустые места на пляже постепенно стали исчезать, становилось все веселее и веселее
Следующими выступали “Квинтет Денниса Аду” из Киева. Несомненно талантливые музыканты, отыграли очень качественно. Но есть большое но! Под их выступление всех потянуло на сон, уж очень монотонной была музыка
Больше всего в программе первого дня нам понравилось выступление Pur Pur из Харькова. Играли легко и приятно, голос у девушки очень нежный. После выступления солистка группы переоделась и вышла танцевать вместе со всеми
Затем были Alissidjazz из Москвы, угостили всех спичками прямо со сцены, на коробках были их логотипы. На рекламном проспекте фестиваля их назвали «русскими De Phazz». Так вот, я с ними не соглашусь. Музыка довольно качественная, но все же не De Phazz. Состав у группы довольно колоритный. Меня повеселили Половинкин с большим горном и крупный дядя с ударными (Глушко Владимир)
Говорить о группе Free Spoken Band ничего не стану, мы послушали первые несколько песен и ушли. Выглядели они как инопланетяне, и на мой взгляд их музыка не совсем подходила под формат фестиваля
Подводя итог первому дню Jazz Koktebel 2009, невольно сравниваю его с прошлогодними фестивалями. Так вот, в прошлом году на дополнительных сценах было то же самое, что в этом году на основной. Но это только первый день, остается только с нетерпением ждать дня второго в надежде, что он оправдает ожидания.
### День второй
Весь день до фестиваля мы гуляли по Коктебелю, пили вино. Ближе к вечеру двинули на NuJazz
Сегодня поставили новых ведущих, которые были мягко говоря так себе. Когана очень не хватало
Началось все с опозданием в полчаса. Первыми выступали бяларусы “Этна-трыо Троица” (По русски “Этно-трио Троица”). Исполняли этническую музыку. Однако с самых первых аккордов стало понятно, что музыка у них прикольная
На ударных у них был сам Дмитрий Пучков (Goblin)
Далее ждем пока настроятся Voo Voo, которые должны были представлять свой совместный проект с украинскими Гайдамаками. Сначала они исполнили свою собственную программу, довольно таки неплохо — многим даже понравилось
Во второй день были большие проблемы со звуком, звукари отработали отвратительно. На фото недовольство лидера Voo Voo
Мне понравилось также их совместное выступление с Гайдамаками
Отыграли! Снова появился Коган, и объявил что Гайдамаки продолжат свое выступление с собственной программой. Гайдамак сменил свой костюм и появился на сцене)
И тут началась жесть. Толпа начала бесноватся у сцены, появились сомнительные личности, стали подкидывать друг друга в воздух. С джазом это ничего общего не имело и мы покинули территорию фестиваля, как и большинство нормальных людей. Остаток вечера пролетел незаметно, мы прекрасно провели его за беседами в номере. Осталась последняя надежда, что третий день все-таки получится таким, каким мы ожидали увидеть Jazz Koktebel..
### День третий
День третий. Утро. Часть нашей компании выпала из строя. Сказались съеденные днем раньше армянские шашлычки. Мы решили тоже порадовать себя и поесть шашлыков, но приготовили их сами) Первая половина дня ушла на поедание вкуснейшего шашлыка и выпивание отличнейшего коктебельского вина. Вечером, почти полностью потеряв надежду на то, что фестиваль будет интерестным, неспеша пошли к сцене. Сцена немного преобразилась – достали элементы декора с прошлогоднего фестиваля.
И снова отрицательный момент. Звукорежиссеры решили "исправить" вчерашние бока со звуком, и перед выступлением каждая группа настраивалась по 30-40 минут. Я в недоумении, почему этого нельзя было сделать раньше, днем.. С опозданием почти в час начали выступление венгерская этно-фьюжн группа Djabe
Немного разогрели публику, выступали качественно, но не более. Не было задора, огонька.. Зато были диковинные инструменты:
На африканском наречии ашанти слово «djabe» означает «свобода». Интерестно, какое отношение венгерская группа имеет к африканскому наречию, но название забавное. Толпа сразу прозвала их Жабами
Жабы отыгрались. Организаторы преподнесли очень приятный сюрприз, в то время как музыкаты Кортни Пайна настраивают инструменты, перед сценой сооружают площадку, на которой появляется Ксения Симонова, победитель всеукраинского шоу «Україна має талант». Кто не в курсе, она занимается песочной анимацией, которую и представила на Jazz Koktebel
Ее анимация несет в себе глубокие социальные посылы, очень многие во время просмотра пустили слезу, заинтересовались даже музыканты Кортни Пайна, которые отвлеклись от своих инструментов и смотрели
Ксения показала свой номер и ушла, однако музыканты не спешили выступать. Снова звукачи не могли подключить контрабас. Настройка заняла 50 минут, но ожидание того стоило. Courtney Pine Band просто взорвал толпу. Джаза ждали три дня, уже никто не надеялся его услышать, но Кортни Пайн показал настоящий мастер-класс. Не только в качестве исполнения, но и во взаимодействии с публикой. Едва выйдя на сцену он 5 минут беспрерывно играл на саксофоне, это было его приветствие
Перед самым выступлением всех попросили снимать только первые три песни, а видео было запрещено вообще. Кортни постоянно обращался к публике, а в конце и вовсе вышел в народ, жал всем руки, пошел вглубь толпы
Выступление Кортни было феерическим, он долго прощался с публикой, потом лично подписывал желающим свои диски. Казалось, что может быть лучше? Оказалось что может! Это — Oi Va Voi. Тут я не могу не обратиться к истории и не рассказать о них подробнее. Если не любите многа букаф, можете пропустить)
Группа была основана в 2000 году, шестью музыкантами, разносторонний музыкальный опыт которых стал предпосылкой к созданию уникального стиля «Oi Va Voi» — симбиоза традиционной еврейской музыки клезмер и современных музыкальных направлений лондонской клубной сцены, таких, например, как трип-хоп. Лидер группы трубач Лемец Ловас так характеризует стилистику коллектива: «“Massive Attack” с настроением Горана Бреговича — это и есть “Oi Va Voi”». Когда музыканты встретились в Оксфорде и решили на практике заняться осмыслением еврейского наследия и собственных корней. Столь интеллектуальному проекту был гарантирован успех с самого начала. В том же году они отправляются на гастроли и выступают в Нью-Йорке на площадке «Knitting Factory», на Международном фестивале еврейской музыки в Антверпене, британском фестивале Гластонбери и бельгийском «Дранутер», а также в Амстердаме. Композиции группы появляются на сборниках Buddha Bar, на них делают ремиксы гараж-диджей Kriminal Gangsta и новомодный продюсер танцевальной музыки Хью Хефнер (Hugh Hefner). Группа получает две награды BBC Radio 3 World Music Awards и попадает на обложку музыкального журнала Roots.
Пресыщенная танцевальной музыкой девяностых публика приняла группу с самобытным этническим стилем на ура, и команда, начинавшая на маленьких площадках в уютных камерных клубах Великобритании, очень быстро завоевала популярность и начала покорять сердца слушателей от Гластонбери до Нью-Йорка. В 2003 году «Oi Va Voi» получили сразу две награды — «BBC Radio 3 World Music Award» и приз слушателей в номинации «Boundary Crossing» («Перечеркивая границы»), после чего подписала контракт с британским лейблом «Outcaste», выпустившим их первый альбом под названием «Laughter Through Tears». Этот диск включил в себя песни на нескольких языках: английском, идиш, ладино и даже узбекском. Для совместной работы над его записью к проекту присоединилась шотландская певица KT Tunstall (Кейт Виктория Танстолл), впоследствии уступившая место лондонской исполнительнице Элис МакЛахлин (Alice McLaughlin).
Настоящий взрыв происходит в 2004 году, когда Oi Va Voi выпускает дебютный альбом «Laughter Through Tears» на лейбле Outcaste, славящемся релизами современных британских исполнителей. Музыкальные критики признают его лучшим альбомом года в стиле world music. В записи принимали участие продюсеры Кевин Бэйкон (Kevin Bacon) и Джонатан Квармби (Jonathan Quarmby), работавший с Дэвидом Боуи, и программист Тони Экономидс (Tony Economides), принимавший участие в записи альбомов «Da Lata» и Нитина Сони (Nitin Sawhney). В альбоме нашлось место эйсид-джазисту Эрлу Зингеру (Earl Zinger) и почтенному еврейскому исполнителю Майеру Богдански (Majer Bogdansky), узбекской поп-диве Севаре Назархан (Sevara Nazarkhan) и шотландской певице KT Tunstall. Живые выступления группы поражают раскованностью и эмоциональностью: острые скрипичные партии, дребезжащая гитара, скорбный кларнет, карнавальные трубы и армянские дудуки. Рикошетом бьет драм-н-басс и с легкостью катится Morcheeba-образный округлый звук.
После годового молчания и работы над новым альбомом, записанного частично в Иерусалиме, частично в Лондоне, группа опять заставила говорить о себе. Одноименный альбом, записанный с вернувшейся в ансамбль, великолепной вокалисткой Эллис МакМафлин, бьет все рекорды продаж. У каждого члена группы есть свой собственный проект. Одна из основательниц коллектива скрипачка Софи Соломон покинула «Oi Va Voi» в 2005 году, выбрав самостоятельную музыкальную карьеру в Лондонском симфоническом оркестре и заодно выпустив имевший большой успех сольный альбом «Poison Sweet Madeira». По словам кларнетиста Стива Леви, тоже входящего в число «отцов-основателей», второй альбом «Oi Va Voi» с одноименным названием получился более песенным и гораздо больше внимания уделяет текстовой составляющей, в отличие от первого, в основном танцевального, альбома.
Хотя наибольшей известностью группа пользуется в Великобритании, самую высокую радиоротацию она имеет в Германии, а максимальное число слушателей приходится на Израиль (что, впрочем, не удивительно). Специально для израильских слушателей в новом альбоме, выпущенном лейблом «V2», присутствуют бонус-трек на иврите и арабские струнные мелодии в исполнении «Nazareth Orchestra». Российских же слушателей, особенно любителей «Ножиков Chups», Кострова и иже с ними, несомненно порадует песенка «Yuri» о памятнике Гагарину на Ленинском проспекте. Имя космического первопроходца, кстати, связано с творчеством «Oi Va Voi» довольно тесно — группа регулярно организует в модном лондонском «The Notting Hill Arts Club» вечеринки «Radio Gagarin», в ходе которых музыканты знакомят слушателей в основном с украинской, русской и цыганской музыкальной культурой — «Воплями Видоплясова», «Ленинградом» и, конечно же, с собственными песнями.
На Jazz Koktebel ребята выступили легко и непринужденно, коктебельская публика подхватила их с полуоборота. Далее выкладываю все фотки их выступления
Следующими должны были выступать TequilaJazz, но у них от джаза разве что слово Jazz в названии. Поэтому на этой замечательной ноте мы решили покинуть фестиваль. День третий получился отличным – спасибо музыкантам!
### День четвертый
О четвертом дне сказать нечего, почти все нормальные музыканты разбежались, и на Jam некому было выступить. Остался один Antonik, который порядочно фальшивил) В общем было очень много отрицательных моментов, много быдла, но я не хочу об этом говорить. Вместо этого я решил вспомнить лучшие моменты Koktebel Jazz Festival 2008 и 2007
Это Geoffrey Oryema
Легенда мирового Джаза Арчи Шепп
Его ботинки :)
Karl Frierson из De Phazz, и уже знакомые нам ребята, Деннис Аду и Павелко
US3, Jazz Koktebel 2007
Fatima Spar
Джаз Коктебель 2009 получился хуже, чем 2008 и даже чем 2007, но это не повод забывать о нем. Будем надеяться, что в следующем году организаторы найдут хороших спонсоров и пригласят достойных музыкантов. Надеюсь что не будет неформата, типо Гайдамаков и TequilaJazz, и люди все-таки снова приедут на фестиваль. Jazz Koktebel будет жить)