В последнее время революционные изменения в сфере IT возникают не только благодаря финансируемым правительством университетским технологиям или крупным корпорациям. Компании, изменившие мир, вроде Microsoft, Google или Apple, создавались в прямом и переносном смысле в гаражах, и держались на энтузиазме их создателей.
Маленьким фирмам, особенно на уровне идей, нужны небольшие деньги для их воплощения. Любой инвестор, если ему повезет, может оказаться владельцем 25% фирмы, которая в будущем станет новым “Яндексом”. Однако, законы венчурного инвестирования таковы, что лишь две из десяти компаний, которые кажутся успешными и революционными, выживают и дают хорошую прибыль. На смерть стартапов влияет ряд факторов: продукт так и не заработал или зашел на перегретый рынок, говорит Чеслав.
Воплотить свои идеи молодому бизнесу помогают венчурные инвесторы. Человек, поверивший в только один проект (особенно если он сам и создал этот стартап), скорее всего, напоминает очень рискованного авантюриста. Если же капитал этого инвестора распределен между десятками или даже сотнями компаний, это становится похоже на диверсификацию рисков. Из 100 молодых перспективных фирм добрый десяток превратится в Microsoft будущего.
Однако, не обязательно самостоятельно искать перспективные компании во всем мире. Достаточно передать средства в управление венчурному фонду. Деятельность такого объединения связана с высокими рисками. Следовательно, инвестору не следует перечислять в венчурный фонд более 15% своих активов.
Среди всех вложений, которые осуществляют венчурные фонды, около 80% уходят в небытие. Но 20% перекрывают все убытки.
“Венчур” переводится, как риск. На рынке инвестиций в молодые компании никто не гарантирует возврата средств. Поэтому, в задачу любого венчурного фонда входит вычленение из множества молодых компаний настоящих бриллиантов.
В целом, анализ стартапов происходит по ряду критериев.
Первый – это инновационность. Это должна быть действительно небывалая технология или революционный продукт. Второй – возможность использования идеи в крупном производстве или корпорации. Банки, фирмы, консорциумы – все они ищут решения, которые можно применить здесь и сейчас, чтобы оптимизировать процессы, снизить затраты и рассчитывать на увеличение прибыли. Третий пункт – окупаемость затрат. Продукт, каким бы инновационным он бы ни был – это прежде всего товар или средство, чтобы этот товар получить и выгодно продать. Наконец, важна перспектива быть первым в новой отрасли и стать в ней монополистом, пусть даже и временным.
В данный момент венчурные фонды занимаются, в основном, инвестициями в проекты со средней степенью рисков. Действительно, одной идеи мало. Бизнесменам интересны стартапы со сложившейся командой и (желательно) готовым продуктом.