Киевский Покровский женский монастырь в своё время был уникальным местом, равных которому не было больше нигде в мире, но его постигла та же трагическая участь, что и многие другие культовые сооружения — после десятилетий кропотливого строительства он был разграблен и заброшен. К счастью, здания монастыря не были полностью уничтожены и оказались в состоянии дожить до наших дней, когда в Покровский монастырь вдохнули вторую жизнь…

Покровский монастырь основала княгиня Александра Петровна, в связи с чем здесь часто служат панихиды по этой великой женщине.

Александра Петровна вышла замуж за брата Александра II в 1856 году, когда ей не было ещё и 18 лет. После этого она основала в Петербурге Покровскую общину сестёр милосердия и всячески поддерживала сирот и неимущих.

К сожалению, однажды княгиня выпала из кареты и сильно повредила позвоночник, в результате чего решила переехать в более тёплый и сухой Киев.

Получив согласие царя Александра III, княгиня поселилась в Мариинском дворце. Этот период жизни был очень тяжёлым для Александры Петровны — она была парализована и передвигалась в инвалидной коляске.

Видя, что конец уже близок, княгиня решила основать на окраине Киева монастырь, в котором могла бы найти приют любая женщина, решившая посвятить себя служению церкви и своим близким. Для этой цели Александра Петровна выкупила у городских властей два смежных незастроенных участка, заплатив за них немалую по тем временам сумму — 50 000 рублей.

В результате в 1893 году в Киеве было завершено строительство Покровского монастыря с бесплатной больницей, не имеющей себе равных больше нигде в Империи. В монастырской лечебнице могли без проблем принимать по 500 больных в день, а уже спустя год после её открытия в этих стенах были сделаны первые рентгеновские снимки. Уровню обслуживания больных и квалификации врачей могли бы позавидовать многие современные государственные больницы — смертность при операциях в Покровской амбулаторной лечебнице не превышала 4%, что в те времена было просто невообразимо.

В монастырской аптеке любой малоимущий мог бесплатно получить выписанные ему лекарства, ведь они производились прямо на месте!

Княгиня ежегодно тратила на содержание обители 50 000 рублей, а на лечебницу — ещё 80 тысяч, и всё из личных средств… Неудивительно, что ежегодно в Покровском монастыре проводили более 300 сложных хирургических операций, из которых неудачными оказывались всего около 10!

Вскоре княгиня обнаружила, что ей становится лучше, а потом и вообще встала на ноги. Александра Петровна решила, что побороть недуг ей помогла икона Почаевской Богоматери, которой она постоянно молилась. В благодарность за чудесное излечение княгиня сама начала ухаживать за больными и при необходимости даже помогала хирургам во время операций.

Видя, как продвигаются дела в Покровском монастыре, Синод решил за счёт княгини поправить дела ещё и в Межигорской обители, пришедшей к тому времени в полный упадок. Александра Петровна сочла это Божьим Промыслом и не стала отказываться от обузы, в результате чего Межигорье было полностью восстановлено, опять-таки на личные средства княгини.

Перед смертью Александра Петровна успела возвести ещё множество больничных построек, а в 1896 году на её средства было начато строительство величественного собора Святого Николая. К сумме, выделенной княгиней, позже прибавилось ещё 80 000 рублей из кармана императора Николая II — и уже к 1900 году был готов первоначальный, "черновой" вариант храма, так что княгиня успела увидеть очертания его величия наяву.
Вскоре после этого её давняя болезнь сильно обострилась, и великая княгиня умерла. Её останки были погребены рядом с Покровской церковью, в монастырском саду, а на могиле, согласно завещанию, был установлен обычный деревянный крест…
В 1925 году, в годы воинствующего атеизма, Покровский монастырь был закрыт, но уже в 1942 году его двери вновь открылись для всех желающих с тем, чтобы никогда больше не закрываться… После Второй мировой войны на территории монастыря был организован госпиталь, а после пожара 1981 года был заново расписан Николаевский собор.

Советская власть отобрала значительный кусок монастырской земли, вокруг выросли многоэтажные здания-коробки, а из более чем тридцати построек монастырю оставили лишь семь… Сегодня монастырь постепенно восстанавливается усилиями трёх сотен монахинь, проживающих на его территории…
