Базилика Сакре-Кёр, венчающая Монмартрский холм, — один из самых известных символов Парижа. Но мало кто из туристов, любующихся этим громадным белокаменным храмом, знает, что построен он был на деньги благочестивых французских католиков после целого ряда национальных неудач.
В 1871 году католический мир пережил серию печальных событий: поражение Франции в войне с Пруссией, многомесячная осада Парижа, “кровавая неделя” Парижской коммуны, пленение французского императора пруссаками и пленение папы римского Пия IX в результате аннексии Ватикана…
По призыву Церкви в стране была объявлен сбор средств для строительства гигантской базилики “во искупление грехов”. Местом для строительства был выбран Монмартр, где как раз и началась братоубийственная война между коммунарами и версальцами. На конкурсе победил проект архитектора Поля Абади, предложившего построить базилику, в которой причудливо сочетаются элементы византийской, романской, готической и ренессансной архитектуры, что должно было символизировать взаимную терпимость и согласие.
Предложение о сооружении нового храма в память о жертвах франко-прусской войны, сделанное в 1871 году, подверглось сильной критике, но получило поддержку депутатов, давших согласие в 1873 году. Средства на строительство собирались по общественной подписке.
16 июня 1875 года, при закладке первого камня, в грунт холма был положен бронзовый медальон “Франция преподносит Христу монмартрскую базилику”, ящичек с французскими медалями, а также пергамент с протоколом церемонии основания базилики Сакре-Кер.
Сакре-Кёр в переводе с французского — Святое сердце, то есть буквально это базилика Святого Сердца (имеется в виду Сердце Христа).
Работы вскоре были прерваны для того, чтобы укрепить почву холма, изрытого старинными каменоломнями. Строительство закончилось лишь в 1914 г. Освящение церкви состоялось в 1919 году.
Сторонники Республики возражали против сооружения в столице храма в псевдовизантийском стиле, чуждого и традиционному облику Парижа, и идеалам Великой французской революции. В парламенте резко критиковал проект Жорж Клемансо, а знаменитый писатель Эмиль Золя громогласно возмущался этой “всеподавляющей каменной массой, доминирующей над городом, где началась наша Революция”.
Долгое время базилика считалась символом “ярого клерикализма”, а парижане дали ей ехидное название — “национальный торт”. Впрочем, жаркие споры вокруг архитектурных и идейных особенностей Сакре-Кёр давно прекратились: силуэт базилики вписался в парижский пейзаж и стал наиболее частым сюжетом, воспроизводимым на почтовых открытках и в рекламных проспектах (за ней идут Эйфелева башня и Триумфальная арка).
Публичный культ Сакре-Кёр был введен во Франции Екатериной Медичи во второй половине XVII века. Согласно католической версии, Сакре-Кёр — сердце Иисуса Христа, пробитое копьем во время распятия и вечно кровоточащее за человечество.
Форма куполов повторяет силуэт базилики XII в. Сен-Фрон в Перигё на юге Франции. Высота основного купола 83 м, высота колокольни около 100 м. Один из колоколов базилики — “Савояр” — весит 19 т с языком в 850 кг, отлит в Анси в 1891 г. Это самый большой колокол Парижа.
Внутри базилика украшена цветными витражами и монументальной мозаикой на тему “Благоговение Франции перед Сердцем Господним”, выполненной в 1912—1922 годах художником Люком-Оливье Мерсоном.
С вершины Монмартра, куда ведет широкая многоярусная лестница, открывается панорама Парижа и вид вокруг в ясную погоду на 50 км. Сакре-Кёр — самая фотографируемая достопримечательность французской столицы.