Фруктовая мушка (Drosophila melanogaster) — это небольшое, но раздражающее существо, с которым мы все сталкиваемся в быту. Однако ученые смотрят на фруктовых мушек иначе, чем большинство из нас. Эти маленькие насекомые, несмотря на свою неприятность, сыграли огромную роль в развитии современной генетики. Особенно выделяется один вид — Drosophila melanogaster, который стал настоящей суперзвездой среди мельчайших живых существ.

Фруктовые мушки уже давно используются в биологических исследованиях, и для изучения Drosophila melanogaster создано множество научных инструментов и ресурсов. Есть несколько причин, по которым этот вид стал любимцем генетиков.
Во-первых, для генетики важно иметь объекты, которые быстро воспроизводятся, и фруктовые мушки отлично справляются с этой задачей. "Мушки создают новое поколение примерно за две недели, что упрощает их разведение в лаборатории," — говорит доктор Томас Мерритт, профессор химии и биохимии Университета Лорентиана в Онтарио, Канада. — "Они маленькие, за ними легко ухаживать, и можно держать огромное количество мушек в одной лаборатории одновременно."
Кроме того, несмотря на свою простоту, фруктовые мушки удивительно схожи с человеком и другими позвоночными. У Drosophila melanogaster насчитывается около 14 000 генов, а у человека — от 20 000 до 25 000, причем около 8 000 из них аналогичны. Более того, биохимия фруктовых мушек во многом похожа на нашу.
Подборка по теме от LifeGlobe.net: Самые опасные насекомые
Хотя фруктовые мушки очень полезны для науки, они могут быть очень надоедливы на кухне. Во-первых, они очень маленькие, что делает их диссекцию сложной задачей. Несмотря на генетическое сходство с человеком, эволюционные различия в сотни миллионов лет не позволяют делать прямые выводы о людях на основе исследований этих насекомых.

"Есть вопросы, которые лучше изучать на более крупных и эволюционно близких видах, таких как крысы или мыши," — отмечает Мерритт. — "Также есть исследования, которые удобнее проводить на более мелких организмах с еще более короткой продолжительностью жизни, например, на бактериях или грибах."
Не стоит винить ученых в распространении фруктовых мушек — они существовали задолго до наших исследований. "Drosophila melanogaster — это космополитический вид, что означает, что они обитают практически везде, где есть люди," — говорит Мерритт.

Фруктовые мушки имеют простые потребности: умеренные температуры и источник перезрелых фруктов. Поэтому они часто встречаются на свалках, в компостных кучах и на кухнях. Осенью их становится больше в помещениях, поскольку с наступлением холодов они перемещаются внутрь.
Хорошая новость заключается в том, что фруктовые мушки не опасны. "Они не переносят болезни и не вызывают порчу фруктов — по крайней мере, Drosophila melanogaster не делают этого," — добавляет Мерритт. "Мы используем простую ловушку с уксусом, чтобы избавиться от них: достаточно банки с небольшим количеством уксуса на дне и крышки из пищевой пленки с несколькими дырочками."

Не менее пяти Нобелевских премий было присуждено ученым за их исследования фруктовых мушек.
Читайте далее: Насекомые, которые могут спасать жизни