Демидовский дворец расположен рядом с Третьяковской галереей. Он находится на берегу Москва-реки и является памятником архитектуры середины XVIII века.

Прокопий Акинфиевич Демидов — старший сын крупнейшего уральского горнозаводчика А.Н. Демидова, крупный владелец горнопромышленных предприятий. Он основал Московское коммерческое училище в 1772 году, был известен многотысячными пожертвованиями на Московский университет и миллионными вкладами в строительство Московского воспитательного дома, членом опекунского совета которого он состоял.
Современники описывали Демидова как человека грубоватого и независимого настолько, что он вызывал негодование Екатерины II. Она отзывалась о нём как о «дерзком болтуне». Он увлекался ботаникой, собрал гербарий, переданный Московскому университету, написал исследование о пчёлах и очень любил певчих птиц.

Демидов в течение ряда лет приобретал на имя жены землю у различных московских владельцев. В 1754 году он купил двор с домом у Ф.И. Соймонова — известного навигатора и картографа. Это округлило участок, и усадьба заняла всё пространство между «рвом и дорогою, что ездят от церкви Риз-Положения к Москва-реке».
Сохранилась «челобитная дворянина П.А. Демидова и жены его Матрёны Антиповой» от 10 апреля 1756 года, в которой они просят разрешение построить «каменные палаты». К документу приложен план архитектора Яковлева и резолюция: «дозволяется строиться согласно приложенному плану».
Демидовский Нескучный дворец, расположенный на берегу Москвы-реки, является памятником архитектуры середины XVIII века и представляет классический стиль. При жизни Демидова дворец был наполнен тысячами клеток с птицами. Его посещали живописцы, литераторы, государственные деятели, учёные.
После смерти Демидова дворец перешёл графам Орловым. Позже Николай I приобрёл здание с угодьями и поселил там супругу Александру Фёдоровну, из-за чего дворец иногда называли Александрийским. После революции здание стало музеем, куда приходили знакомиться с коллекцией мебели. Ходили слухи, что роман Ильфа и Петрова был вдохновлён атмосферой дворца.

Решётка ограды была изготовлена в 1750-х годах на Нижнетагильском заводе Демидова по проекту Ф.С. Аргунова. Чугунные створки были отлиты цельным куском, а не собраны из отдельных частей.

При Демидове усадьба была известна своим ботаническим садом. Увлекаясь коллекционированием экзотических растений, Демидов ещё в 1740-х просил у брата Григория отводки и семена из его соликамского сада. После смерти брата Прокопий перевёз растения в Москву.
Сад был открыт для посещений. Его популярности способствовали эксцентричные задумки владельца. Например, он заменил гипсовые статуи на людей, вымазанных мелом, которые окликали посетителей, срывавших цветы. Это вызвало волну интереса, и так появилось название «Нескучный сад».

В саду ежегодно составлялись гербарии — «травники», с многочисленными растениями. Ими снабжались любители ботаники. В 1781 году академик Паллас составил каталог, где отметил, что изначально сад был фруктовым, а позже — ботаническим. Он описал пять террас к реке и восемь оранжерей для тропических растений и рощения семян, тянувшихся на полверсты.

В предисловии к каталогу 1786 года Демидов указал, что в саду насчитывалось 8000 растений: 6000 видов и не менее 2000 садовых форм. Некоторые были из дальних стран. Для пополнения коллекции он установил связи с отечественными и зарубежными ботаниками.

После смерти Демидова сад пришёл в упадок. Сыновья не интересовались ботаникой. Его вдова просила Екатерину II передать сад Московскому университету, но получила отказ. Новый владелец также не поддерживал сад, и он погиб как ботанический объект. Часть редких растений была передана университету.
В 1920-х гг. краеведы Л.П. Александров и В.Л. Некрасов писали: «Лучше всего была бы восстановлена память о первом ботаническом саде России, если бы Нескучный сад, украшенный памятниками Демидову и Палласу, был обращён в большой ботанический сад и служил целям просвещения».
Беседка в Нескучном саду

Дворцовый комплекс в Нескучном саду содержится в хорошем состоянии и в основном используется Российской академией наук.

Охотничий домик, оставшийся от усадьбы Трубецкого, теперь принадлежит клубу «Что? Где? Когда?». Он огорожен и охраняется, но его фасад, используемый в телепередаче, содержится в порядке. Боковые и задний фасады выглядят заброшенными, чего не видно по телевизионной картинке.

Летний домик, по внешнему виду, в удовлетворительном состоянии. В нём размещена библиотека, за которой, судя по всему, ухаживает одна пожилая библиотекарша. Одной из её главных задач является защита здания и фонда от компаний пьяниц, собирающихся по вечерам рядом с домиком.

Автор части текста — Н. Мезенин. Авторы некоторых фотографий — Борис Каторгин и Sirius-MSK.